На Главную http://galadrielvera.narod.ru/



Мишель Эйкем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne, 1533--1592) -- французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения.

ОПЫТЫ

               Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги – доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как говорят, и по-сейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги – я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь легковесному и ничтожному. Прощай же!
                                                                                                Де Монтень 
                                                                                     

                                                                                                Первого марта

                                                                           тысяча пятьсот восьмидесятого года.



"Мудрецы затратили немало усилий, чтобы предостеречь нас от ловушек наших страстей и научить отличать истинные, полновесные удовольствия от таких, к которым примешиваются заботы и которые омрачены ими. Ибо большинство удовольствий, по их словам, щекочет и увлекает нас лишь для того, чтобы задушить до смерти, как это делали те разбойники, которых египтяне называли филетами. И если бы головная боль начинала нас мучить раньше опьянения, мы остерегались бы пить через меру. Но наслаждение, чтобы нас обмануть, идет впереди, прикрывая собой своих спутников. Книги приятны, но если, погрузившись в них, мы утрачиваем в конце концов здоровье и бодрость - самое ценное достояние наше, - не лучше ли оставить и их." Думаю, здесь уместно было бы вспомнить и известное изречение: " за удовольствия надо платить". Дело в том, что ничто не происходит в нашем мире, не оставляя следа. И у наслаждения, как и у любой вещи, существуют в качестве присущих ему свойств различного рода противоречия. Вопрос весь в том, как найти разумное равновесие и уметь его поддержать.

"Красоту и изящество мы замечаем лишь тогда, когда они предстают перед нами искусственно заостренными, напыщенными и надутыми. Если же они скрыты за непосредственностью и простотой, то легко исчезают из поля столь грубого зрения, как наше. Прелесть их - неброская, потаенная: лишь очень ясный и чистый взор может уловить это тихое сияние." Мне кажется, что важную роль здесь играет и настрой нашего зрения: что мы хотим увидеть, что разглядеть. И насколько это для нас важно: сколько мы согласны потратить усилий ума, чтобы найти желаемое. Удовлетворяющийся поверхностным взглядом, конечно же, не увидит то, что внутри.

" Любой из нас гораздо богаче, чем ему кажется, но мы приучены жить займами и подаяниями, мы воспитаны так, чтобы охотнее брать у других, чем извлекать нечто из самих себя. Ни в чем не умеет человек ограничиться лишь тем, что ему необходимо. Любовных утех, богатства, власти - всего этого он хочет получить больше, чем в состоянии насладиться ими. Алчность его не знает удержу. Я полагаю, что-то же самое налицо и в стремлении к знанию. Человек притязает на то, чтобы сделать больше, чем ему по силам и чем это вообще нужно, считая в науке полезным для себя все без исключения, что она охватывает". Но мне кажется, что такая тяга к "поглощаемости вещей" свойственна людям изначально, по природе своей. Изменить же положение можно, очевидно, волею разума.












                                   


                                                            Антуан Франсуа Прево

История кавалера де Грие и Манон Леско

1731 г.


                Предисловие

                Размышляя о нравственных правилах, нельзя не дивиться, видя, как люди в одно и то же время и уважают их, и пренебрегают ими; задаешься вопросом, в
чем причина того странного свойства человеческого сердца, что, увлекаясь
идеями добра и совершенства, оно на деле удаляется от них. Ежели люди
известного умственного склада и воспитания присмотрятся, каковы самые
обычные темы их бесед или даже их одиноких раздумий, им нетрудно будет
заметить, что почти всегда они сводятся к каким-либо нравственным
рассуждениям. Самые сладостные минуты жизни своей они проводят наедине с
собой или с другом, в задушевной беседе о благе добродетели, о прелестях
дружбы, о путях к счастью, о слабостях натуры нашей, совращающих нас с
пути, и о средствах борьбы с ними. Гораций и Буало называют подобную
беседу одним из прекраснейших и необходимейших условий истинно счастливой
жизни. Как же случается, что мы так легко падаем с высоты отвлеченных
размышлений и вдруг оказываемся на уровне людей заурядных? Я впал в
заблуждение, если довод, который сейчас приведу, не объясняет достаточно
противоречия между нашими идеями и поведением нашим: именно потому, что
нравственные правила являются лишь неопределенными и общими принципами,
весьма трудно бывает применить их к отдельным характерам и поступкам.
Приведем пример. Души благородные чувствуют, что кротость и
человечность - добродетели привлекательные, и склонны им следовать; но в
ту минуту, как надлежит эти добродетели осуществить, добрые намерения
часто остаются невыполненными. Возникает множество сомнений: действительна
ли это подходящий случай? И в какой мере надо следовать душевному
побуждению? Не ошибаешься ли ты относительно данного лица? Боишься
оказаться в дураках, желая быть щедрым и благодетельным; прослыть
слабохарактерным, выказывая слишком большую нежность и чувствительность;
словом, то опасаешься превысить меру, то - не выполнить долг, который
слишком туманно определяется общими понятиями человечности и кротости. При
такой неуверенности только опыт или пример могут разумно направить
врожденную склонность к добру. Но опыт не такого рода преимущество,
которое дано в удел всем; он зависит от разных положений, в какие человек
попадает волею судьбы. Остается, следовательно, только пример, который для
многих людей и должен служить руководством на пути добродетели.


                             



























Сделать бесплатный сайт с uCoz