Вернуться на Главную http://galadrielvera.narod.ru/


C НОВОЛЕТИЕМ, СЛАВЯНЕ!


                                    Разные народы начинали год по различным меркам годового круга.

                                                               Славяне изначально вели отсчет  новолетия с осеннего равноденствия.

                                                                                                          НОВОЛЕТИЕ

                                                                          – по Славяно-Арийскому календарю лето (год) начинается 
                                                                          со дня осеннего равноденствия, то есть с 21-22-23 сентября.


  ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ  22 СЕНТЯБРЯ

  

   







Осеннее равноденствие – день, когда Солнце проходит через пересечение эклиптики и небесного экватора, перемещается из Северного полушария в Южное. Осеннее равноденствие 2012 и 2013 гг. – 22 сентября. В этот день Солнце переходит из знака Девы в знак Весов, а продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот день считается священным у народов всего мира, в каждой традиции сформировались свои поверья и обряды празднования. День осеннего равноденствия совпадал с началом седьмого месяца – временем бога Велеса. Празднества, посвященные божеству, продолжались две недели. Медовая сурья была неотъемлемым хмельным компонентом торжества. На праздничном столе всегда были пироги с капустой, мясом и брусникой. Особой магической силой, по мнению древних славян, обладала рябина. В осеннее равноденствие её кисти закладывали между оконными рамами. Считалось, что рябина сохраняет в себе солнечную энергию и защищает дом от тёмных сил в период года, когда Солнце этого сделать не сможет.




 

ОСЕНИНЫ (ТАУСЕНЬ, ОВСЕНЬ, РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) Осеннее равноденствие — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний праздник Урожая, праздник Жатвы, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». 

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[2], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави. В пору двоеверия на Руси 24 вересеня/сентября отмечали Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах (так называемые «Именины Овина», во время которых прославлялся Огонь Сварожич[3]). Говорили: «На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Примечали: «С Заревницы — зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком». Накануне Фёклы Заревницы в деревнях праздновали Печные Именины. Большуха (старшая женищина в семье) кланялась печи и Печной Хозяйке, рекла слова: «Печенька-матушка, ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей [имярек], с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!»
[1] Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия.
[2] В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

[3] Зимой почитают хладный Хорсов Огонь, весной почитают жаркий и ярый Ярилин Огонь, летом — Даждьбожий, а осенью — Огонь Земной, коему покровительствует Огонь Сварожич.


Свято Осеннего Равноденствия



ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ВО СВЕТОВИДЕ СВА КОЛО ИДЕ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! О СНОПЕ ВЕЛЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ПОКУТНА МАТИ ДО НЫ ВОЗГРЯДИ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ОБЕРЕГ НИВЕ ВЕЛЕСЕ СИВЕ! СЛАВА! ГОЙ!

Осеннее Равноденствие — пора праздника Урожая, Святодень, когда особливо почитаются Род и Рожаницы, Велес и Макошь. Это время подведения итогов Кологода — праздник Урожая не только Земного (Явного), но и Духовного, иже во Сердце Вещем сбираем. Тако же — это время провода душ Предков в Ирий до будущей весны, пора замыкания Сварги и подготовки Природы к зиме. Коло Осеннего Равноденствия отмечаются следующие Родноверческие Святодни:

1) СПОЖИНКИ-ГОСПОЖИНКИ /ВЕЛЕС-МАКОШЬ/ — 15 серпеня-месяца (августа) — последний день сбора урожая, когда на поле сплетают в «бородку» несколько недожатых колосков, посвящая их Велесу, да кланяются низко Матери-Ниве. Рекут слова:

МАКОШЬ-ЖНИВУШКА НАША МАТИ ДОЗВОЛИ ДНЕСЬ ДОЖИНАТИ В ЗАКРОМА УБИРАТИ С ЛЕГКОЙ РУКИ СТАНИ КУЛЬ МУКИ! ГОЙ-МА! А се рекут, когда «Велесову бороду» плетут: СНОП ДОЖИНАЮ БОРОДУ СПЛЕТАЮ НА ГОД ОСТАВЛЯЮ ВЕЛЕСА ПРОСЛАВЛЯЮ КАК НА СЕЙ ГОД НЕ ОДИН СНОП ТАК НА БУДУЩИЙ ГОД НЕ ОДИН СНОП! ГОЙ!




2) ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — 8 вересеня-месяца (сентября) — тако же праздник Урожая, с коего начинается пора свадеб. Собираются на празднование все родственники от мала до велика; тут же рекутся слова:

ЕСИ СЛАВА РОДУ ЧТО ЖИТО ПОЖАЛИ ЧТО ЖИТО ПОЖАЛИ ДА В КОПНЫ ПОКЛАЛИ ЕСИ СЛАВА РОДУ НА ГУМНЕ СТОГАМИ В КЛЕТИ ЗАКРОМАМИ А В ПЕЧИ ПИРОГАМИ ДАЖДИ ВПРЕДЬ ТОЖЕ ГОДЫ ДОБРЫЕ ГОДЫ ДОБРЫЕ ХЛЕБОРОДНЫЕ В ПОЛЕ ЗЕРНО В ДОМЕ ДОБРО В ПОЛЕ КОЛОСИСТО В ДОМЕ ПИРОЖИСТО! СЛАВА! ГОЙ!

3) ТАУСЕНЬ — 24 вересеня-месяца (сентября), приурочен к Осеннему Равноденствию. Тако же именуется: РАДОГОЩ. Сама точка Равноденствия отмечается сведущими людьми особливо; народное же празднование устраивают на день-другой позже оного, рекут слова:

РОДУ ВСЕОТЦУ ДА ВЕЛИКИМ МАТЕРЯМ-РОЖАНИЦАМ СЛАВА! БОГАМ РОДНЫМ ВО ВСЕБОЖЬИ РОДОВОМ СУЩИМ СЛАВА! ТРИГЛАВУ СВАРОЖЬЕМУ: СВАРОГУ-ПЕРУНУ-ВЕЛЕСУ СЛАВА! ДАЖДЬБОГУ ТРИСВЕТЛОМУ УРОЖАЯ ПОДАТЕЛЮ СЛАВА! ВЕЛЕСУ БОГУ СКОТЬЕМУ ДА МАКОШИ-СУДЬБОПРЯХЕ СЛАВА! СОЛНЫШКУ КРАСНОМУ ДА МЕСЯЦУ ЯСНОМУ СЛАВА! МАТЕРИ ЗЕМЛЕ СЫРОЙ ДА СТОРОНЕ РОДНОЙ СЛАВА! ВСЕМ СОРОДИЧАМ ЧЕСТНЫМ ДА ВСЕМ ЛЮДЯМ ДОБРЫМ СЛАВА! СЛАВА ВСЕБОЖЬЮ! МИР ВСЕМИРЬЮ! ДА БУДЕТ ТАК! ОТ КОЛА ДО КОЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!




4) ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ /ПОКРОВ — СВАРОГОВ ДЕНЬ/ — 1 листопада-месяца (октября) — собственно день Замыкания Сварги на зимнее время. О сию пору славят-величают Сварога — Великого Небесного Бога, рекут слова:

СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВАРОЖЕ ДАРИ СИЛЫ НА ВСЮ ЗИМУ СТЫЛУ ЯКО ОГНЬ БЕЗБРЕЖЕ СТАНИ В ОБЕРЕЖЕ СВАРОЖЕ ЕСИ ГОЙ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ СВОИХ ВНУКОВ ТЫ ОПРЯДИ ЗДРАВОЙ ДАЖДЬ СВАРОЖЕ СВЕТ ГОД ПРОЖИТЬ БЕЗ БЕД ТВОЙ СВЯТОЙ ЗАВЕТ НА ПРЕМНОГО ЛЕТ СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

5) ОСЕННИЕ ДЕДЫ — седмица перед Осенним Макошьем (см. далее) — проводы душ Предков, улетающих «на птичьих крылах» во Светлый Ирий. О сию пору Дедам творят тризну, кормят их кутьёй на братчине, рекут слова:

СВЯТЫ-ЧЕСТНЫ ДЕДЫ КЛИЧЕМ-ЗОВЕМ ВАС ДНЕСЕ СХОДИТЕ ДО НАС СТРАВУ ЯДИТЕ ДА В ИРИЙ ЛЕТИТЕ! СЛАВА! ГОЙ!

6) ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ — ПАЗДЕРНИК /ДЕНЬ МАТУШКИ-ОСЕНИНЫ — ПОКУТНОЙ МАТЕРИ (МАТЕРИ СУДЕБ), МАТЕРИ УРОЖАЯ/— 28 листопада-месяца (октября) — день Замыкания Земли и Воды на зиму. О сию пору вещие жёны моют (творят «мокриды») и расчёсывают кудели — «расправляют» Покутные Нити (Нити Судеб). А тако же — просят прощения у Земли-Матушки:

УЖ ТЫ МАТУШКА СЫРА ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЯ РОДНАЯ КОРМИЛИЦА ЩЕДРАЯ ВСЕХ ТЫ НАС ПОРОДИЛА ВСПОИЛА ВСКОРМИЛА УГОДИЕМ НАДЕЛИЛА ЗЛАК ВСЯКИЙ ВЗРОСТИЛА ПРОСТИ ТЫ НАС В ЧЕМ ДОСАДИЛИ ТЕБЕ! [ЗЕМНОЙ ПОКЛОН] ГОЙ-МА! А тако же — кланяются Воде:

УЖ ТЫ МАТУШКА ЧИСТА ВОДА ПРИШЛИ МЫ К ТЕ С ПОВИННОЙ ГОЛОВОЙ ПРОСТИ ТЫ НАС В ЧЕМ ДОСАДИЛИ ТЕ ПРОСТИТЕ И ВЫ НАС ВОДЯНЫЕ ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ! [ЗЕМНОЙ ПОКЛОН] ГОЙ-МА!

7) МОРЕНИН ДЕНЬ — 21 груденя-месяца (ноября) — день начала зимы, о коем здесь более не скажем. Собственно на Осеннее Равноденствие — Таусень-Радогощ — уместно:

1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц — яко Всеединого Всеотца всего сущего и Всемногих Матерей живота всякого.

2. Тако же — восславить Велеса и Макошь — Покровителей Урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном куту, а Макошь — обережным обходом поля (Родовой нивы) посолонь да требным хлебом-короваем.

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов мост во Ино. Тако же — проводить Предков в Ирий, возложив в Огонь соломенную Птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

4. Разыграть весёлую скоморошину — «похороны мухи» (муха шутейно «хоронится» в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением Урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала — так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!» Среди обрядовой стравы уместны: яблоки, орехи, мёд...

6. В заключение празднества — лепо прославить Родных Богов веселыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё — по углям горячим походить, дабы на зиму Силою Огненною-Божскою с-Правно преисполниться... Бо тако и Предки наши деяли, и нам деять заповедовали... Богам Родным — вовек слава, а нам хвала — по делам! Истинно, так!

Слава Роду!


Взято http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/tausen-radogosch-rodogosch-ovsen.html








Велес (Волос) – Бог мудрости, знаний. В его ведении обучение, образование, наука.

Велес - сын Сварога, он Сварожич - один из Солнечных Богов.

Велес – Бог полей, растений и урожая. Он даёт богатый урожай хлеба и других растений на полях. В его ведении луга и пастбища.

В "Книге Велеса" говорится:

 «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и почитать Его как Отца Божьего: Отцом нашим, а Матерью – Славу».

В старину, после того, как с полей убран хлеб, оставшиеся на краю поля колоски завязывали узелком, - их оставляли "Велесу на бородку", - чтобы и на следующий год на этом поле был хороший урожай, хорошо рос хлеб. Хлебные колосья, а также и любые травы - борода Бога Велеса. Этот обычай дожил практически до наших дней.

Велес – Бог богатства. В его ведении домашний скот. В старину числом скота определялось богатство человека. Чем больше у человека скота, тем он богаче. Потому Велес также – покровитель пастухов и «Скотий Бог».

Велес – муж Богини Макоши, Богини Земли, хозяйки Мира Подземного. Потому в ведении Велеса находятся богатства как земные, так и подземные – деньги, золото, драгоценности, нефть.

Велес - Бог дорог, путей, троп и путешественников.

Велес – Бог целительства и здоровья, Бог целителей, знахарей и травников.

Певцы, поэты, музыканты – Велесовы внуки.

Волхвы – служители Велеса.

Велес покровительствует земледельцам, торговцам, музыкантам, поэтам, путешественникам, учёным, врачам, целителям, волхвам, колдунам, гадателям, предсказателям.

 Велес – Бог леса. В его ведении лес и всё, что связано с лесом, в том числе, звери лесные, сам лес, духи леса. 

 Животное Велеса – медведь, хозяин леса. В старину медвежью лапу крестьяне использовали как оберег в коровнике для защиты коров. Он означает, что данный скот находится под защитой Хозяина всех зверей, и злые силы не могут навредить скотинке. Злые силы боятся присутствия медведя, духа его.

 У каждого народа есть свои священные животные. Из истории известны культы обожествления того или иного животного тем или иным народом. У разных народов это разные животные. И не каждое животное является священным у данного народа. А какое животное является священным? То, в которое может входить Дух Предка. Медведь - священное животное Русского Народа. 

Составитель Ярина Волхова

Сайт : Всероссийский религиозный союз "РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЕРА"

 

                         ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАЕТ ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК

                                                М А Б О Н



Мабон (Ман Фовэрь, Ман Фоуэр), Осеннее Равноденствие, Середина Осени

Мабон – осенний праздник Колеса года, середина осени, праздник равновесия, приходится на осеннее равноденствие.
В это время Богиня и ее муж выступают в ипостаси старших из рода: все их дети, земные плоды, достигли полной зрелости, и так же у людей старшие в роду в эти дни смотрят на свои семена, давшие всходы – на детей и внуков.

У многих народов индо-европейского корня в сентябре проводились родовые, семейные торжества: от празднично обставленного посещения всех своих родственников, включая дальних, до гадания о замужестве.

Если рассматривать его с точки зрения аграрного календаря, то Мабон – праздник «второго урожая»: хлеб уже давно собран, но пока есть грибы, дичь, поздние овощи и корнеплоды, виноград, - но вместе с тем остается еще одна большая забота: сохранить все плоды на зиму.

Нельзя забывать, что в некоторых странах, что посевернее, к Мабону смещался и ритуал «последнего снопа» - например, в Шотландии к этому времени только заканчивалась уборка ячменя и, всвязи с этим событием, заодно начинали варить ячменное пиво - но только начинали, а не дегустировали!

Многие ритуалы Мабона были связаны с сохранением женского плодородия, но носили при этом несколько фаллический характер. К примеру, перед праздником замужние женщины выходили в поле выкапывать (или дергать – от области зависит) морковь, прикладывали ее к низу живота, прося при этом плодородия своему чреву (Progeny, preeminent over every progeny on my womb). Дома женщины мыли морковь и связывали ее в небольшие пучки красными шерстяными нитками в три оборота.

Вообще Мабон – праздник скорее почитающий мужское, фаллическое божество и сопровождающийся мужскими игрищами. В Англии еще в 19 веке сохранялись некоторые обычаи, связанные с получением бараньей головы: в Суссексе в конце сентября (не помню, к какому церковному празднику это привязали) выбирался лучший баран общинного стада, и целиком зажаривался в яме на углях. Барана располагали так, чтобы его голова возвышалась над угольной ямой, чтобы не пострадали рога (трещина или разламывание рога считались дурной приметой). Запеченное мясо раздавали тем, кто победнее, а за голову устраивалось спортивное состязание между мужчинами.

В Стортфорде еще в том же 19 веке бытовала мужская игра (проводившаяся в 20х числах сентября), называвшаяся «следуй за вождем» (follow yours leader). Выбирался вожак – самый сильный среди молодых мужчин, он накидывал на плечи оленью шкуру и бегом уводил всю группу в леса. Он выбирал самый труднопроходимый маршрут, через овраги, болотца, бурелом, а прочие мужчины должны были следовать за ним. Люди опасались встречаться с играющими, т.к. могли быть довольно сильно избиты только за то, что попались на глаза. Неписаное правило обязывало жителей снабжать игроков всем необходимым по первому требованию, в чей бы дом они не зашли. В конце дня всю собранную за день еду игроки уносили в поле и съедали ночью, при свете костров.
Во многих местах сохранились остатки осенней обрядности, когда выбирали лучшего из молодых мужчин (в Корнуолле, Кенте).
В Стаффорде в середине сентября исполнялся так называемый «танец рогов» (Horn Dance). В танце участвовало 12 молодых мужчин, шестерым выдавались оленьи шкуры и рога (примечательно, что хранились они от танца до танца в тамошней часовне св. Николая), другие шестеро становились традиционными ряжеными – hobbi horse (всадник), девица, дурак в шутовском платье, двое, вооруженные луком и стрелами, и музыкант. Ими разыгрывалась сцена охоты на оленей, «дурак» с шутками и прибаутками рассказывал зрителям, что происходит, а «девица» собирала деньги и еду.

На Мабон не считалось зазорным хвастаться собранным урожаем – кстати, как вы помните, именно после торжеств Равноденствия начиналось время ярмарок. Любопытно, что даже у славян, весьма настороженно относящимся к похвалам вообще (чтоб не сглазили) во время осенних родовых праздников было можно и нужно хвалить детей – единственный раз в году. Тоже в своем роде «хвастовство плодами».

Кроме того, в Англии и Германии бытовало гадание на будущий урожай, проводившееся в конце сентября: гадали по «чернильным орешкам» на желтых дубовых листьях – орешки разрезали и по их содержимому судили об урожае следующего года.
Родовой момент связан еще и с тем, что во многих странах в сентябрьские дни почитали мертвых – в первую очередь своих ушедших предков: Все же Мабон – равновесный праздник, а жизнь уравновешивается смертью.

Кроме того, Мабон – праздник подведения итогов. В эти дни должно быть четко взвешено и решено, какие из собранных плодов будут съедены в ближайшее время, что будет отложено на долгое хранение, а что пришло в негодность и должно быть выброшено.
Поэтому во время праздника имеет смысл припомнить все свои дела, поставленные задачи и решить, что останется у вас в активе, что будет на некоторое время отложено, а от чего следует отказаться.
Кстати, на Мабон можно провести простенький ритуальчик и сжечь то, в чем уже нет необходимости. То, от чего отказываешься, надо написать на любом способном гореть предмете – на листке бумаги, деревянной плашке, вырезать на теле свечи – после чего сжечь. Мне всегда нравилось делать нечто подобное с осенними листьями, когда сжигаешь их на костре: на каждом листе пишется одна вещь, с которой уже неплохо бы было расстаться. Листья кидаешь в костер: если сгорел – уйдет, если подхватило горячим воздухом и унесло – придется смириться и еще потерпеть )


ИСТОЧНИКhttp://hparasurst.moy.su/news/ehto_uzhe_bylo_mabon





Сделать бесплатный сайт с uCoz