Праздники славян

ЖИВИН  ДЕНЬ

 

Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.

 

  Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы.

 

  В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

 

 Кто прыгнет высоко

  У того смерть далеко.

 

  Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:

 

 Коло яри светом зарим

  Мару борем, благодарим

  Ярило, Ярило, яви свою силу!

 

  Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

 

 Жаворонушки, летите!

  Нам зима-то надоела

  Много хлебушка поела!

  Вы летите и несите

  Весну красную, лето жаркое!

 

 Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

  http://www.calend.ru/

ЯЗЫЧЕСТВО В НАС ЖИВО

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость",
http://www.zavet.ru/radonitsa.htm

...Третьим и самым распространенным в народе названием праздника была Красная Горка. Во многих местностях старой России, правда, как мы сказали, Красной Горкой называли Радоницу, но чаще - воскресенье после Пасхи. Именно это смешение с Радоницей, сохраненная в народе бессознательно связь, ассоциация обоих праздников, проливает свет на происхождение 'Красной Горки'.
В давние века язычества холмы и горы у самых разных народов окружены были ореолом особого религиозного почитания: ближе к солнцу, к небу богов. На вершинах вершили празднества, воздвигали идолов, возжигали огни. И, поскольку неотъемлемой и важной частью языческих религий было почитание предков - им отводились лучшие, привольнейшие под языческим небом места: Красные Горки. 'Красные' в двойном смысле: потому что прекрасные и потому что пылающие пламенем ритуальных костров, кресов, купальских огней. Ярило - Солнце всходило и играло над Красными Горками славянских языческих святилищ.
Потому и русские кладбища расположены всегда на самых красивых в округе холмах - горках. На эти-то Красные Горки собирался народ со всей округи в праздники поминовения усопших - оттого и праздник стал называться 'Красной Горкой'. Это первоначально языческий праздник. И совершался он, как и древняя тризна, не в трауре, слезах и печали - а в игрищах, песнях и плясках. Ибо о мертвых надо не грустить, а радоваться. Память о них, радость о них - основа жизни и восхождения рода: Радоница. Род и радость связаны корнями - под Ярым Солнцем на Красных Горках. Потому праздник - весенний: пробуждаем живых и мертвых, их поминаем, им о себе напоминаем - победным кличем.
http://www.stroi.ru/newspaper/

 Весна подобна удивлению

Природы пред самой собой.

Она не миф об обновлении,

Но воплощенная любовь.

А мы-то, путая понятья,

Не можем их определить :

Благословенный миг зачатья

Есть смысл и символ чуда жить.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 PS  Стихи автора сайта

                ***

Душа полей изнемогает

И бродит сок в ветвях дерев.

И Пан таинственный играет,

Благоразумие презрев.

 Свирели бешеные трели

Вращают небосвод и лес,

И все живое в с кровью в теле

Свой тайные отзвук слышит здесь.

 И ты, природы соучастник,

Ты сам частица силы той,

С которой споришь ты напрасно, –

Увы, ты споришь сам с собой.

                                                    1978 

 

  

 

 

 

 

 

 

КРАСНАЯ  ГОРКА

 

 

       Красная Горка - череда Праздников, идущих один за другим. Первая часть Красной Горки называется "Радения". Эта часть длится с 22 Травня (апреля) по 1 Цветня (мая). Радения о Предках также называются - "Оклички Родителей". Это семейное действие и проводится в любые удобные дни в этот период.

  

 В Дни Радений также проводятся Древние Русские праздники - "Лельник" в честь Богини Лели и на другой день "Ярило Вешний" в честь Бога нашего Ярилы - Солнца Весеннего.

 

 Обрядовые игрища на Красную горку - устилают с горки дорожку вышитыми рушниками с символами счастья и удачи. Скатывают по дорожке варёные крашеные яйца. Красить куриные яйца на Красную Горку - дохристианский обычай. Чьё яйцо укатится дальше всех, тот в текущее Лето будет удачливее других. Если яйцо столкнулось с другим, можно забрать своё и чужое и перекинуть ещё раз, можно покатить одно, а выигранное оставить себе для праздничного пира. Яйца катают с горки до тех пор, пока все не разберут.

 

      В ночь с 30 Травня (апреля) на 1 Цветня (мая) Радения заканчиваются общинным обрядовым Праздником "Радоница" (Родоница, Родуница), - поминовение всех Предков, - правят Тризну, кланяются ниц Роду своему. Родуница = Роду поклониться.

 

 
Современные язычники отмечают Белтейн -- праздник возрождения весны, плодородия, обновления жизненных сил, креативности, любви и сексуальности. Белтейн второй по значению саббат (после Самхейна) и последний из трех весенних праздников плодородия, отмечается приблизительно между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (1 мая).

Белтейн переводится как "огонь Бела" или "яркий огонь (английское - "bale", балто-славянские - "baltas", "белый"). Бел известен как яркий и сверкающий, кельтский солнечный Бог. Бел -- это отец, защитник, и супруг Богини Матери.

Самхейн и Белтейн разделяют год на два периода: зима ( тёмная часть ) и лето ( светлая часть). В Самхейн чтут смерть, в Белтейн -- жизнь. В эти саббаты завеса между мирами наиболее тонкая, феи возвращаются из их зимнего прибежища, и ночь перед Белтейном всегда славилась фейским озорством. Если просидеть на дереве всю ночь -- можно увидеть саму королеву фей или услышать бубенцы её коня.
Согласно легенде, ночью королева выезжает на белом коне, при встрече с ней взглядом она зачаровывает и увлекает людей в страну фей. Для защиты размещали рябиновые ветви в окнах и дверях.

Белтейн -- это праздник разнузданной веселости. В древности люди полагали, что Колесо Года не повернётся без человеческого вмешательства. Огни и ритуалы были важной частью праздника. Праздник означал приход лета, солнце снова обретало свою силу. Во время Средневековья празднование Майского дня было объявлено вне закона, но в сельской местности его отмечали до 19 века своеобразным карнавалом. Переодетые в маски, ведомые Богиней охоты Дианой и Рогатым Богом крестьяне шли с криками, песнями и дули в охотничьи рожки. Впоследствии, эта ночь стала известна в Европе как Вальпургиева или ночь ведьм.

Когда европейские крестьяне перешли от охоты к земледелию Диана и Рогатый Бог стали рассматриваться как Боги плодородия и полей. Так, на Британских островах Диана стала Королевой Мая и Рогатый Бог трансформировался в Робин Гуда. Королева Мая олицетворяла жизнь полей, Робин Гуд -- охотничьи традиции. Майский день считался праздником простых людей, и Робин Гуд был королем этого дня и спутником королевы Мая, которую выбирали из девушек деревни. Церковь и государство настороженно относились к празднику, особенно во время народных восстаний.

В вечер Белтейна кельты разжигали два больших костра -- Огни Бела -- из девяти священных деревьев. Огни Бела были священными, они призывали Бела (Бога Солнца) благословить народ. Между кострами прогоняли стада для очищения, защиты и увеличения плодовитости перед тем, как они отправятся на летние пастбища. Разжиганием костров отмечали возвращение жизни и плодородия земли. Пеплом от костров обтирали лица и разбрасывали по полям. Огонь в домашних очагах тушили и заново разжигали от костров Бела.

Празднования Белтейна включали народные гуляния, танцы около майского шеста, прыжки через костры для увеличения будущего урожая, троекратное кружение вокруг костра на удачу в будущем году, соревнования борцов, музыку, сбор цветов, плетение венков и гирлянд. В Саксонии парни для увеличения плодородия скатывали горящие колеса с холмов в поля. Цветы -- главный символ Белтейна, они олицетворяли победу лета над зимой, расцвет чувственности в природе и щедрые подарки, которые она приносит. Типичными украшениями праздников также были разноцветные ленты и вымпелы.

Майский шест (ель, у которой срублены все ветви) один из главных атрибутов празднования Белтейна. Длинный шест украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки -- против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магичекий эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.

В вечер Белтейна парни вешали сучья и ветви на окна и двери девушек, которые им нравились. На рассвете пары отправлялись в лес с гирляндами и ветвями деревьев. Время Белтейна означало хэндфастинг (свадьбу) Богини и Бога, пробуждение плодородия земли. Это союз между Великой Матерью и ее Супругом, их союз приносит новую жизнь на земле. На духовном уровне, это единство божественной мужественности и божественной женственности, которое порождает третье -- сознание. На физическом уровне, это союз земли и солнца, с которого начинается рост урожая.

Вода другой важный элемент праздника. Считалось, что если перед рассветом в Белтейн омыть лицо росой -- цвести весь год. С майской росой приобретаешь здоровье и счастье. Другой народный обычай -- испить воды из колодца перед рассветом для укрепления здоровья и к удаче.

Главный цвет Белтейна зелёный. Зелёный -- цвет природы, изобилия, полноты урожая, плодородия, и удачи. Белый -- ещё один цвет, который используется; белый приносит энергию очищения, мир, символизирует духовную силу. Другой цвет -- красный, который несёт качественную энергию, силу, сексуальность, здоровье, потребление и сохранение. Солнечную энергию, силу жизни и счастья приносит в Белтейн жёлтый цвет. Голубой и пурпурный -- расширение, удачу, магию, духовную власть и успех; розовый -- энергию Венеры. Белтейн богат разными цветами, сверканием глаз и приподнятым духом, потому что уныние зимы осталось в прошлом.
 
Сделать бесплатный сайт с uCoz